Синдром пятого зала, или Как трудно бывает любить искусство

10:46

Театр начинается с вешалки, мой психоанализ начался с музея.

Некоторое вступление в тему, в котором я не смогла себе отказать

С раннего детства я была окружена альбомами с репродукциями – большими, вкусно пахнувшими книгами, которые и достать с книжной полки самой было тяжело. Я знала имена всех художников, чьи репродукции жили в наших книгах и дарили маленькой девчонке – каждая – целый мир, волшебный и пронзительный. 

Став чуть старше, я завела «тетрадку учета художников», в которой успела определить несколько разделов. Помню, там был раздел: Эпоха Возрождения. Италия. Эту эпоху я любила особенной любовью. Мне нравилось рассматривать обнаженные тела, которые высвободились и восторжествовали на полотнах именно в эпоху Ренессанса. Они бесстыдно светили с темных страниц и манили своей красотой и пока недосягаемой тайной.

Весна. Ботичелли


Первым из мировых музеев я посетила Эрмитаж. Мы ездили классом в Ленинград, и, конечно, нас туда водили. Я была невероятно впечатлена, но, поскольку помимо восторга, явно ощущала страх потеряться, то примкнула к своей подружке Надьке и не отходила от нее ни на шаг. Будучи человеком гораздо более здравомыслящим, чем я, Надька быстро смекнула, что из музея так просто не выбраться – залов очень много, а выйти наружу как ни крути надо успеть до того, как одолеет дикий голод.

И потому она взяла довольно-таки высокий темп ходьбы и прямую траекторию. То есть она шла по центру залов, бодро и скоро, мотая головой справа налево. А за ней едва поспевала я, раздираемая муками совести перед великими художниками за столь пренебрежительное отношение к их полотнам, с одной стороны, и ужасом остаться одной в незнакомом  большом городе – с другой. 

Уже обосновавшись в Москве, я стала ходить по музеям вволю и тут столкнулась с одной особенностью, в которой долго не могла себе признаться.

Переходим к проблематике: требуется вынос тела

Дело в том, что музеи меня как-то чудовищно и непреодолимо опустошали. Энергетически. То есть входила я туда бодрой интеллигентной девушкой, одетой и настроенной так, как полагается девушке, неравнодушной к искусству, особенно к эпохе Ренессанса и при этом влюбленной во французский импрессионизм. 

Элегантно вплывала я в храм искусства и медленно передвигалась красивой твердой походкой от картины к картине зала четыре. Может быть, пять. А потом случалась со мной странная вещь. Внезапно я теряла все силы (кто читал Гарри Поттера может вспомнить поцелуй дементора и вмиг представит, что со мной происходило) и меня можно было просто выносить из просторных залов, поскольку сама идти я никак не могла.

Смерть Офелии. Эжен Делакруа


Обескровленная валилась я на ближайшую скамейку, отсиживалась какое-то время, а потом еле-еле ковыляла к выходу, брала такси и совершенно выпотрошенная отправлялась восвояси – домой, отлеживаться и отсыпаться. 

Продолжение, в котором мы неминуемо приближаемся к кульминации

Долгое время я просто закрывала на это глаза и мчала в музей, или на фотовыставку, или на историческую экспозицию. На выставке, посвященной истории России, свалившись на скамейке, даже не дойдя до Ивана Грозного, я вспомнила, что являюсь женщиной современной и  трясущимися руками накропала пост в  фейсбуке: мол так и так, друзья, по музеям и выставкам ходить не могу, срубаюсь, ребята, аккурат на четвертом-пятом зале. Что делать-то в этой тяжелой ситуации.

«Френды» проявили недюжую активность и одарили меня ИМХО с ног до головы. Начиная от того, что я столь впечатлительна, что не выдерживаю такого объема красоты и культуры, заканчивая предположениями о том, что мертвые (художники, исторический личности) высасывают энергию из слабых энергетически. 

Капричос. Гойя


И был среди них один комментарий – в котором автор употребил слово «желание». И тут меня осенило. Даже не осенило, а просто пронзило открытие: я почувствовала то желание, что было причиной. Мне удалось ощутить его так ясно – все телом, всем существом. Оно вышло наружу и предъявило себя во всей своей красоте и многообразии наполнения.

А вот и кульминация

На тот момент я только-только начала изучать материал тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Посмотрела бесплатные лекции, прочла несколько статей. И вот так неожиданно получила один из своих первых результатов. 

Я узнала в себе одно из проявлений вектора, о котором слышала и читала. Узнавание подарило восторг, а осознание – поменяло мое поведение в этой конкретной части моей жизни, надо сказать, значимой для меня. 

Представьте: главным потребителем моей энергии в интенсивном режиме оказалось желание систематизировать информацию уже на входе. И вот я вижу себя как на ладони – с первой же картины/экспоната я внимательно читаю таблички и описания под ними и мысленно продолжаю вести свою «тетрадь учета художников», раскладывая информацию по полочкам: этот художник такой-то страны, такой-то эпохи, эта его картина относится к его более позднему творчеству….

Библиотека Сегерстеена в его доме. Йохан Кроутен


И, конечно, никаких психических сил на это не хватает – делать все это в уме, да еще и злиться, что остаются бреши в понимании. И – самое главное – пользы от этого ни себе ни людям, вхолостую работа идет. Психика моментально выходит в тираж, а за ней и тело, которое начинает требовать выноса.


Здесь должна быть развязка, а получилось лирическое отступление

Подумаешь, – скажете вы, – тоже нашла из-за чего сыр-бор разводить! Ну систематизировать на входе, ну желание такое, будто раньше не знала. Делов-то.

А вот не осознавала, и думать не думала, что делаю так со всей информацией, когда слышу, вижу, читаю ее. И начинаю волноваться или злиться, если не успеваю ее уже на входе качественно обработать, и бросаю это дело, переставая слушать и вникать. Или устаю, если данные ни во что не конвертируются. Картина маслом.

Я вообще люблю все раскладывать по полочкам у себя в голове, и не только у себя. Объясняя что-то другому человеку, делаю это блоками, размещая по ячейкам материал и в чужой голове тоже, чего уж тут. Упорядоченность должна быть везде.

И это одно из проявлений большего бессознательного желания, вот тут я особенно удивилась,  – передавать знания. Это желание мне знакомо не понаслышке: поучить, научить, наставить, оценить, покритиковать, исправить  - дайте только волю, милые мои. Образование красноречиво подходящее, да и актуальные профессии тоже. 

В сельской школе. Маковский


А что вы хотели? Любите знания передавать, любИте и систематизировать, структурировать, обобщать, отделять главное от второстепенного, быть внимательными к деталям, замечать неточности и ошибки – иначе, как вы следующие поколения научите нужным вещам? Упорядочиваем и передаем. Если в профессии не получается, можем дома наводить беспощадный порядок и вокруг всех учить и критиковать, но это уже другая история. А мы снова идем в музей.

Ну вот, добрались и до развязки

Почуяв, откуда ноги растут у состояния неминуемой потери сил, я исполнилась решительности сделать все по-другому. Тетрадь учета художников за ненадобностью бережно положила на дальнюю полку  своей памяти. А сама под ручку с мужем пошла на Волхонку, сами знаете куда – в ГМИИ им. А. С. Пушкина. 
  
Приступили мы откуда-то с середины и попали в зал, до которого я никогда не могла добраться, потому что начинала каждый раз аккурат с искусства Древнего Египта. И вот перед нами времена, когда художники изображали детей в таких же пропорциях головы и тела, как у взрослых, и с абсолютно старческими лицами. 

Крестьянский танец. Брейгель Старший


Целый зал таких маленьких старичков – танцующих вместе со всей деревней в белых чепцах, сидящих на руках своих матерей с непроницаемыми лицами, катающихся на средневековых коньках по средневековому льду. Я хохотала так, что даже перестала удивляться стандартам живописи этой эпохи. 

С легкостью обошли столько залов, сколько хотели. Синдром пятого зала оставил меня.
Оказалось, что в музей можно ходить весело. И совсем не за тем, чтобы несуществующие тетради заполнять. Вот так-то.

Статья написана на основе материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана

Советую также прочитать:

7 коммент.

  1. Поздравляю, Маруся! Вкусных тебе и радостных музеев!

    ОтветитьУдалить
  2. ОТЛИЧНАЯ ЗАРИСОВКА. Маруся , спасибо! Показала пазл, как работает наше подсознание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за отклик, рада, что по душе про подсознание)

      Удалить
  3. Спасибо за статью.
    Себя тоже так проощущала по-новому, по-иному, уже обладая системными навыками.

    ОтветитьУдалить