Дрожащие твари и фантазии гриндевальдов

14:55

Ну что, поклонники поттерианы, седлайте свои метлы, ищите фестралов или просто трансгрессируйте, чтобы попасть в кинозал на «Фантастических тварей-2». Первую часть я очень быстро и прочно забыла, а вторая неожиданно  дает пищу для размышлений. Тварей в ней в этот раз получилось мало, за что отдельное спасибо авторам фильма. И в центре ленты оказалась гораздо более интересная тема, чем побег волшебных зверей и их проделки на улицах города.

И снова я предлагаю посмотреть на картину несколько шире, следуя за цепочкой мыслей и идей, что появляются друг за другом после просмотра такого казалось бы несложного по своим сообщениям зрителю кино.

Восторженный зрительник, обленившийся звуковик


Начнем с того, что вся кино-поттериана и ее продолжение – просто пир для восприятия звуко-зрительных людей. Зрительный человек – это который про желание любви, красоты и чувств, наслаждается ярким цветным волшебным миром, приключениями и загадками. 

Сколько трепетных эмоций можно получить, сопереживая родным героям, постоянно попадающими в крутые переплеты. Сколько радости испытать от того, что свет опять побеждает тьму. А чего стоят сочные картины равнин и холмов Англии, таинственный строгий Хогрвартс, игрушечный Хогсмид, полеты на метлах и крылатых созданиях. 

Фото Джеки Тран


А звуковики – это те, кому томиться в этом мире материй одно наказание, – серию за серией чувствуют себя властителями над временем, пространством и друг над другом. Это настоящее удовольствие – избавиться хоть мысленно от твердых пут реальности, сковывающих гордый дух, и вместе с героями мгновенно преодолевать расстояния, оказываться в прошлом, повелевать этими презираемыми материальными предметами и даже – людьми.  

Это блаженство, нисколько не напрягая ум и душу, раскрывать свои самые тайные желания с помощью зеркала Еиналеж, самые глубинные страхи – через богарта. Понять, что из событий детства нанесло моей душе самый тяжелый отпечаток, отчего я испытываю неясные мучения, тоже можно – после «общения» с Дементорами. Приятного мало, конечно, но очередные тайны собственной психики раскрыты.

Родные желания звуковика, часто остающиеся в бессознательном, познавать себя, свою природу и природу других людей, определять, что там внутри нас оживляет, – воплощаются в этой сказочной истории сказочным же образом. Были бы под рукой волшебная палочка и другие волшебные предметы.  А сосредотачиваться на других, силой мысли проникая в глубинные мотивы их действий, осмыслять свои поступки и жизнь – это же труд, причем не малый.

Справа фото Александра Петросяна


Как плохо видящему человеку нужны очки, слабо слышащему – слуховой аппарат, так неудовлетворенному звуковику нужны сублиманты, чтобы хоть как-то вступать во взаимодействие с окружающим миром: фантастика входит в их перечень и является, конечно, не самым плохим вариантом. 


И тут мы подбираемся к центральной теме очередного фильма поттерианы.

Кто тварь дрожащая, а кто право имеет


В звуковом поиске первопричины всего сущего и его смысла и обладая при этом абстрактным интеллектом, звуковик задается вопросами о социальных преобразованиях, определяющих развитие всего человечества. И именно эти идеи двигали человечество вперед в социально-политическом прогрессе, провозглашая равенство, братство, свободу как наивысшие ценности. 

Другое дело, когда идеи общественных перемен рождаются в головах тех, у кого звуковой вектор находится в состоянии недоразвитости или жестокой фрустрации. Один из центральных героев ленты – белесый красавец Грин-де-Вальд, будучи предтечей Волан-де-Морта, провозглашает извращенную мысль о социальных изменениях, которая про «давайте помнить, кто тут тварь дрожащая, а кто право имеет». Корни этой мысли связывают с идеей сверхчеловека, которую каждый понимает на свой лад.

Немало больных звуковиков, возомнивших себя сверхчеловеками и одержимых жаждой перекройки общественного порядка по своему извращенному представлению берутся за дело и пытаются довести его до конца. Самой яркой, самой масштабной и самой чудовищной фигурой в этом ряду является, конечно, Адольф Гитлер, отсылки к идеологии которого мы находим в произведениях Джоан Роулинг.  

Идея разделения волшебников на чистокровных и грязнокровных и определение в соответствии с этим места каждому в общественном устройстве – неприкрытая аналогия, на которой и строится вся борьба между добром и злом в поттериане. Конечно, дело тут не в одном только звуковом векторе, а еще и вот в этом.



Гриндевальд и волшебное сообщество избранных


О, да, я Избранный, я Мудрый, 
Посвященный, Сын солнца, 
я — поэт, 
сын разума, я — царь.
К. Бальмонт

Грин-де-Вальд действует тоньше, а потому коварнее, чем поборник чистокровных волшебников Салазар Слизерин и совсем уж топорный злодей Темный Лорд. В сцене выступления перед своими приспешниками Геллерт взывает к их желанию перемен, правды и любви. Видимо, волшебники тоже плачут и в магическом мире есть место несправедливости и несчастью. 

Злодей  заявляет, что не презирает маглов и не считает их  хуже волшебников. Просто они имеют другое предназначение. Далее следует контрольный выстрел в голову: «Магия зарождается только в избранных душах, ею владеют те, кто живет для высших целей, и мы построим прекрасный мир для всего человечества, мы – кто живет ради свободы, правды и любви».

Слаще меда слова о моей избранности, сильнее любого вина пьянит ощущение, что именно я, я право имею понимать, что происходит, и вершить, облагодетельствовать неразумных и … Знает белокурая бестия, куда бить.

Эх, эти аргументы актуальны и в мире маглов по сей день: мало какой современный представитель избранного российского общества интеллектуалов не фыркнет в сторону ничего не соображающих 80% населения России. Стоит уточнить у А. Макаревича, может, процент и повыше будет.



Такое вот сочетание звукового высокомерия (я выше вас всех) и зрительного снобизма (я интеллектуально и эстетически вас превосхожу). Как тут словами «быдло» и «стадо» кидаться-то не начать?

Но вернемся к нашей картине. Любое приличное публичное выступление только выигрывает от видеоряда.

Остановите нас


Единственная существующая опасность – это сам человек. 
Мы – это источники всего возможного грядущего зла.
Карл Юнг


Свою короткую пламенную речь Грин-де-Вальд  не оставил без видео-материала. Он показывает своим приспешникам сцены будущего: страшная война, ядерный гриб… «Наш враг – их высокомерие, их варварство, их жажда власти».

Конечно, неразумных маглов надо остановить, взять в свои руки правление не только миром магов, но и миром людей. Восстать и не допустить разрушения планеты этими фантастическими глупцами.

Как представитель мира маглов, признаю, в этом ты прав, Грин-де-Вальд, ох, как же ты прав. Да, мы такие. И –  да, все эти страшные картины мы реализовали. Мы высокомерны, эгоистичны, нам ни до кого, кроме себя, нет никакого дела, наша неприязнь друг к другу достигла небывалых размеров, да что там – нас трясет от ненависти и мы на пороге самоистребления. 

Можно было бы еще показать, как мы воюем, устраиваем массовые расстрелы в школах, как мы калечим психику наших детей и забываем своих стариков. Врем, воруем, ненавидим. Закону и культуре уже не сдержать нас. А все потому, что мы очень несчастны.

Магия убеждения 


Если вы не в курсе, впереди еще 3 части фантазий на тему тварей. И главная битва, как мы предполагаем, будет разворачиваться за обскура Криденса. В магическом мире ребенок, который был вынужден подавлять свою магию из-за внешних запретов, становится обскуром – то есть носителем паразитического сгустка темной энергии.  В момент потери контроля над собой обскур превращается в стихию, громящую и разрушающую все вокруг.



Конечно, такая мощная суперсила да вместе с бузинной палочкой – подходящий арсенал для осуществления планов товарища Грин-де-Вальда. Остается только заманить эту потерянную душу в свои объятия, притянуть к себе и приручить.

И у него это получается. Как? Также, как и с пополнением армии своих приспешников. Элитное волшебное сообщество томится в ожидании перемен, жаждет мести за несправедливость существующих порядков, изнывает под гнетом собственной избранности и гениальности и получает из уст убедительного злодея твердые обещания восполнить эти нехватки.

Криденс Бэрбоун – приемный сын, не знающий своих родителей, не понимающий свою природу, свои желания и душу. Он страдает мучительным вопросом, сакраментальным вопросом звуковика – кто я? И хотя его жажда узнать, кто он, связана и с тайной его происхождения, история эта ему нужна лишь для того, чтобы понять себя и свое предназначение. Непреодолимо влечет его туда, где он надеется получить ответ. 

Какими только дорогами не идет брат-звуковик в поисках самого себя: религия, эзотерика, философия, наука, литература, музыка, иностранные языки… Часто путь пролегает в джунглях бессознательного, часто он меняет маршруты, но цель одна – добраться до того места, где произойдет вожделенное узнавание, кто я, почему я, зачем я?

Грин-де-Вальд заверяет Криденса, что рядом с ним он получит ответ на свой главный вопрос. И вот уже и любимая женщина забыта,
так неудержимо влечет к разгадке.


Всем сестрам по серьгам, хотя бы в обещаниях. Незамысловатая иллюстрация риторики убеждения. И в этом ты прав, Грин-де--Вальд.

Мы и они


Один я умный в белом пальто стою красивый
Приписывают В. Новодворской.

А знаешь, в чем ты не прав, Грин-де-Вальд? В том, как ты употребляешь местоимения. Пока есть «наше» и вот это вот «их», ничего хорошего не происходит. «Они» – это значит чужие, это значит далекие. Это значит –  я не болею за них и не думаю о них. Точнее, думаю, но лишь о том, как использовать и применить. По своему усмотрению, разумеется. И для своей же пользы. 

А еще это значит, что я не вижу ни капли своей ответственности и своего вклада в социальные беды и патологии. Я, исполненный своей правоты, просто беру и красиво выношу себя за скобки. 

- кругом воры и мошенники, но это, конечно, не я
- никто не хочет думать о других, но это, конечно, не я
- вокруг коррупционеры и взяточники, но это, конечно, не я
- вся страна сошла с ума, но это, конечно, не я
- в привычках русского народа гадить, но это, конечно, не я
- 80% населения России – быдло, но это, конечно, не я

А я, а я – один я умный в белом пальто стою красивый.

Фото Александра Петросяна


А как вам идея о сверхчеловеке, который обладает способностями счастливо жить среди других счастливых людей? Что это за способности? 

Слушать призывы, наставления и проповеди о том, как этого достичь, от гриндевальдов совсем нет охоты. 

А раскрыть самому, изучая психику человека, определив причинно-следственные связи и увидев картину целиком – это совсем другая история. И она дорогого стоит.

Статья написана на основе материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана

Советую также прочитать:

5 коммент.

  1. Просто шикарная статья. Как прав автор, говоря о том, что все мы эгоисты. Нам трудно посмотреть на себя в зеркало и признать, что я такой же как все. Корона мешает. Поэтому мне можно все, а остальные должны подчиняться моей воле. А если что не так, так сразу в зубы, морально или физически. У кого как

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чаще всего мы не видим как раз того, что в нас проявляется ярче всего. Такие огромные слепые пятна в понимании себя, да. Спасибо а отклик!

      Удалить
  2. Аж дух перехватило! Браво автору!

    ОтветитьУдалить